В Гродно открылась выставка уникальных велосипедов, которые выпускали в городе 90 лет назад

В Гродно открылась небольшая, но уникальная выставка ретровелосипедов из коллекции минчанина Андрей Камоско. Здесь можно увидеть редкие старинные велосипеды, которые когда-то выпускал местный завод «Неман».

Фото: Ольга Комягина, TUT.BY

Ретровелосипеды Андрей начал собирать в 2015 году. Началось все с велосипедных эмблем, а потом минчанин познакомился с коллекционером из Латвии Яниском Серегинсом. Первым экземпляром в коллекции стал минский дорожный велосипед, выпущенный в 1968 году. Мужчина заинтересовался велопромом Беларуси. Так он узнал о довоенном заводе «Неман», но найти экземпляр продукции оказалось сложно — слишком мало велосипедов того времени сохранилось. Но Андрею повезло — в Глубокском районе отыскался такой двухколесный транспорт — правда, в очень плохом состоянии. Пришлось долго и обстоятельно его реконструировать.

Фото: Ольга Комягина, TUT.BY

 — Проблема в том, что такие старые велосипеды часто сдавали в металлолом. В целом история велопроизводства в Беларуси плохо изучена. Например, в «Энциклопедии истории Беларуси» о довоенном заводе «Неман», который принадлежал семье Старовольских, нет упоминания, — говорит Андрей.

«Кресова фабрика велосипедов и мотоциклов „Неман“» — так назывался мотовелозавод в Гродно. Цех по производству велосипедов располагался в центре города, на теперешней улице Карла Маркса.

Фото: Ольга Комягина, TUT.BY

Предприятие было основано семьей Старовольских в 1894 году и в межвоенный период стал одним из ведущих предприятий города: на производстве трудилось более 100 человек. Здесь выпускались не только велосипеды, но и легкие мотоциклы, а еще швейные машинки.

В 1936 году фабрика «Неман» выпустила около 10 тысяч велосипедов. В Гродно не «изобретали свой велосипед», а пользовались немецкими наработками: мотоциклы выпускали по лицензии BMW, велосипеды были копией немецких аналогов, но со своими доработками. На рамах было изображение нового замка и надпись «Niemen».

Фото: Ольга Комягина, TUT.BY

Андрей говорит, что сейчас велосипеды, выпущенные в межвоенный период, пользуются популярностью у коллекционеров, а некоторые экземпляры могут и очень дорого стоить — в зависимости от состояния. Правда, на то, чтобы восстановить старинный двухколесный транспорт, также нужны немаленькие деньги.

Фото: Ольга Комягина, TUT.BY

В коллекции у минчанина всего четыре довоенных «Немана». Свой двухколесный транспорт он ласково называет «роварчыкі» и рассказывает, что велосипеды в 30-годы прошлого столетия были очень популярны.

Фото: Ольга Комягина, TUT.BY

Была даже своя особенная мужская веломода — высокие гольфы, бриджи, кепки с козырьком. Женщины ездили в юбках. Для них выпускались специальные варианты велосипедов — с сеткой на колесах, чтобы длинные платья не запутывались в спицах. Такой велосипед также можно увидеть на выставке. А моду того времени — рассмотреть на старинных фотографиях.

Фото: Ольга Комягина, TUT.BY

Фото: Ольга Комягина, TUT.BY

Веловыставка будет работать с 3 по 17 сентября в «Центре городской жизни» на Кирова, 3. Здесь помимо довоенных велосипедов, можно увидеть детские трехколесные велосипеды, выпущенных уже после войны, а также коллекцию номерных велознаков.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *